Перейти до

Интернет в сельские школы и вайфай для учеников


Рекомендованные сообщения

Ну как-то так... У нас тут дата пару лет назад выиграла тендеры. Через местных ( гемор тот еще поимели наши, но не о тгм)провов последней милей и их стыки влезла транзитом. Теперь какие-то уаси за 100км обещают прийти с гигабитными тарифами и эбакнуть нашу местность

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • Відповіді 388
  • Створено
  • Остання відповідь

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Popular Posts

1. Все тендера которые на "прозорро" они прописаны под карманные фирмы местных царьков. По крайней мере так у нас.  2. У нас например тендер объявлен на школы которые к нам подключены оптикой уже

Итак дано 28 школ в городе и районе. Школы все после охренительного ремонта в 2016-2018 годах немцами за бабки каких то грантов. На все школы поставили шатровую крышу из металлочерепицы. Попутно

1. Алвер не барыга, он как не удивительно Камбиумами не торгует. Это я вам говорю как покупатель этих Камбиумов. 2. Алвер очень сильно помогает при первоначальной установке своим консультациями (

Posted Images

Опубліковано: (відредаговано)
11 часов назад, NETOS сказал:

Потому что за провал будет отвечать провайдер, который согласился поставить такие роутеры  и такие радиомосты за такую цену и согласно условиям тендера дал гарантии что все  будет работать. 

Вот например тендер 4418053.  Организатор Централізована бухгалтерія по обслуговуванню закладів освіти Генічеської районної ради Херсонської області.

Бюджет  1 242 362 грн. 

В тендере две задачи

1) ЛВС  ( проводная) и вайфай внутри школы. При этом, что касается вайфай, четко прописано

пункт 3. Учасник також забезпечує доступ до мережі Інтернет по кожному об’єкту в бездротовому режимі за допомогою бездротових точок доступу таким чином, що доступ до мережі Інтернет забезпечується з будьякої частини об’єкту закладу освіти з урахуванням архітектурної особливості об’єкту, з можливістю підключення наявної комп’ютерної техніки, а також комп’ютерної техніки учнів, що належить учням та педагогічним працівникам, у бездротовому режимі про що Учасник надає гарантійний лист (зазначається можливість підключення техніки з бездротовим режимом роботи в зазначеній кількості техніки і максимальною технічною можливістю стабільної роботи бездротових точок доступу по кожному об’єкту відносно кількості учнів, педагогічних працівників і наявної комп’ютерної техніки) 

При этом конкретные типы точек доступа в тендерных условиях ( что является редким исключением)  не предлагаются. Это дело участника тендера предложить и поставить такие точки доступа и в таком количестве, чтобы выполнить пункт 3. Если он не будет выполнен, то предусмотрен разрыв договора и штрафные санкции. И это правильно.

Требуйте в тендерах  ( в запитанях)  правильно прописывать тендерные условия, чтобы  не  проходили  по их условиям дешевая китайщина за 500 грн - точки доступа ( такие обычно называются вайфай роутеры) , которые принципиально не в состоянии  решить задачу стабільної роботи бездротових точок доступу по кожному об’єкту відносно кількості учнів, педагогічних працівників і наявної комп’ютерної техніки) .

Если  в тендере указаны указаны  конкретные модели ТД , например типа   hAP  или Tenda F3- то это 1) является нарушением законодательства , можно указать  какие именно нормы  нарушены 2 ) это не позволит  решить задачу стабільної роботи бездротових точок доступу по кожному об’єкту відносно кількості учнів, педагогічних працівників і наявної комп’ютерної техніки) . Об этом организатор тендера должен быть  проинформирован, а также знать  о возможных последствиях -   ответственности   за  злоупотребление служебным положением согласно УК, если вайфай  сеть не будет работать , а  акты выполненных работ будут организаторами подписаны ( или не подписаны). 

2) Подключение к Интернет собственно школ. При этом  в данном тендере 4418053  указаны действующие провайдеры для каждой школы, сколько ПК нужно подключить в каждой школе к Интернет (по проводной ЛВС) и каковы требования к каналу связи доступа в Интернет в каждой конкретной школе. Это правильно.

При этом  участник сам решает какой должен быть канал -оптика или радио. Часто можно встретить условия, где точно указана какая школа как должна быть подключена. Но это допустимо, если бюджет  позволяет, что  часть или все  школы можно подключить по оптике.

Однако если есть радиоканал, то  во ВСЕХ тендерах есть требование предоставить 

Копії документів, які підтверджують наявність в Учасника відповідної ліцензії (ліцензій) щодо користування радіочастотним ресурсом України у відповідності до Закону України «Про радіочастотний ресурс України» та Ліцензійних умов користування радіочастотним ресурсом України,

Также требуется , что 

Мережеве обладнання, яке встановлюється у закладах освіти за послугою ( доступ по радио) , повинно бути сертифіковане згідно чинного законодавства, про що Учасник надає гарантійний лист і наявні завірені копії сертифікатів на обладнання.

Здесь для радиоборудования имеется в в виду  СЕРТИФІКАТ ВІДПОВІДНОСТІ  вимогам Техніческого регламента радіообладнання, затвердженим постановою Кабінету  Міністрів України 24 травня 2017 р. № 355

Это все правильно.

Иногда требуют дозвил  УДРЦ  на эксплуатацию установленного радиоборудования ( внешний канал) , что  неправильно, так как дозвил может быть получен в процессе ( после) инсталляции оборудования.

Также  встречаются  требования , что радиооборудование должно отвечать требованиям Техніческого регламента  з електромагнітної сумісності обладнання, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 16 грудня 2015 р. № 1077.  Это требование неправильно, потому что  НЕ относится к  радиоборудованию,  на которое распространяется Технический регламент радиоборудования  № 355.

Если посмотреть на  регламент № 355. то там в  п.4 указано 

На радіообладнання, на яке поширюється дія цього Технічного регламенту, не поширюється дія:

Технічного регламенту з електромагнітної сумісності обладнання, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 16 грудня 2015 р. № 1077

То есть Техрегламенты № 355  и № 1077 взаимоисключающие. И ЭМС в 1077  совсем не тот, который есть также как ЭМС в техрегламенте  № 355.

Поэтому требовать от радиооборудования  сертификат соответствия  требованиям Техніческого регламента  з електромагнітної сумісності обладнання, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 16 грудня 2015 р. № 1077. - НЕПРАВИЛЬНО, так как противоречит законодательству.

Следует отметить, что на оборудование Микротик и UBNT нет  действующих сертификатов  соответствия  . Есть только на Мимозу и Сambium и на старое оборудование Микротик  ( типа SXT5 Lite) или  UBNT Nanobeam M5, снятое с производства. При этом сертификат и внесение в Реестр Мимозы уже по новым правилам недействительны, так как Мимоза поменяла производителя, а по новым правилам  требуется иметь решение НКРС на присвоение кода производителя  ( в данном случае Airspan)  и нанесение его на бирку девайса. 

Также есть на Rocket 5AC Prism    для 5670-5725 МГц, но разрешение на эксплуатацию  УДРЦ на него не  получить, так как  условия Б1 ( бездозвильное). Не пойму какой смысл был в сертификации этого девайса  и внесение в Реестр на условиях Б01?

В случае со школами нужно четко следовать всем требованиям соответствия и иметь все дозвилы. Потому что там дети и если что не так, будут бить больно.

На  Сambium есть действующие Сертификаты   соответствия на Force 200, ePMP 2000 и эти устройства  внесены в Реестр.

Также уже есть Сертификаты  соответствия на Force 300-25, Force 300- CSM, Force 300-19R, ePMP 3000, ePMP 3000L, PTP 550. Их по запросу  партнерам и заказчикам можно получить у дистрибутора  Сambium ( надеюсь известно кто это и контакты). Внесение этого оборудования в Реестр ( для получения дозвила УДРЦ на эксплуатацию )  будет ориентировочно в первой половине октября.

Відредаговано Alver
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не метайте бисер перед ними. Всеравно не поймут.

В 04.09.2019 в 21:36, Alver сказал:

Роуминг нужен  не только и даже не столько для быстрого переключения клиента  между Точками доступа.  Вообще это не главное. Матчасть изучи.

А можно подробнее? Какие преимущества кроме переключения и отсутствия обрывов?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Опубліковано: (відредаговано)
2 часа назад, Гиперлупоид.инженера.гари сказал:

Не метайте бисер перед ними. Всеравно не поймут.

А можно подробнее? Какие преимущества кроме переключения и отсутствия обрывов?

 

1)  Если  в сети вайфай ТД поддерживают   роуминг ( handover), то  клиенту нет необходимости  проходить повторную аутентификацию при смене точки доступа или при  выходе и повторном входе в зону покрытия  задействованной точки доступа. Если доступ открытый или WPA2 -PSK ( одинаковый ключ PSK) на всех ТД, то это не напрягает  и некритично. Но вот если аутентификация происходит через user/password ( через Radius) или Access List на каждой точке доступа - то  если в сети нет роуминга, то это есть проблема.

В школе аутентификация  ( отдельно для учеников и учителей, разных  классов   и др ) должна быть дифференцированной , через user/password ( возможно одинаковом для групп пользователей)  на основе  Radius ( или др)  и поэтому в школе поддержка точками доступа роуминга -обязательна.  Причем в школе должна быть отдельная  сеть (SSID) c  защищенным 802.1x доступом  для внутренних целей и роуминг должен поддерживать защищенный доступ. 

Всякие разные хапы и тенды это  не поддерживают. Никакой псевдороуминг  с помощью Капсмана Микротик эту задачу не решит.

2) При наличии в вайфай сети, где нет роуминга   Captive portal ( сеть HotSpot ), то клиент  при смене точки доступа постоянно редиректится на  Splash Pаge. Это может быть страница приветствия клиенту, ознакомление с условиями работы в сети, аутентификации ( user/password) , просмотр рекламы и др.

Школьная сеть - это всегда сеть HotSpot , содержащей информацию для учеников, учителей,  родителей. Вообще по большому счету современная сеть в школе  должна быть целой информационной системой   - ПО поддержки обучения, планирования, сдачи тестов и многое многое другое, которое еще предстоит сделать ( специалистам наверху) уже на базе построенной  школьной сети со скоростным доступом в Интернет.  Тем самым,в школе поддержка точками доступа роуминга -обязательна.

3)  Роуминг обеспечивает не просто быстрое переключение между точками доступа, но он никогда не дисконектит юзера, если тот  не входит в зону покрытия другой точки доступа. Современный роуминг обеспечивает балансировку ( равномерное распределение)  нагрузки юзерами  между точками доступа  . Современному роумингу НЕ нужен контроллер доступа, что упрощает управление сетью.  Роуминг не позволяет клиенту сети самопроизвольно переключаться на чужую точку доступа с более мощным сигналом.  И многое другое.

ЗЫ

Понятно, что информационная система в каждой школе сейчас звучит фантастикой ( если у многих школ нет денег даже на ремонт) , но это будет и гораздо быстрее чем мы все думаем. Но  если дали на информатизацию невиданных доселе райотделами освиты  бюджетных денег, то нужно ими правильно и  эффективно распорядится. За распил и дерибан я даже не говорю- посадят ( могут посадить) с конфискацией майна.  

  

 

Відредаговано Alver
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А Вячеслав все тужится :)

Ясно уже все, простой попил бабла, поделят которое среди карманных фирм. Чё вы паритесь? Инет в школах как был так и будет через ж#пу. Ниче особо не изменится.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 минут назад, Dimkers сказал:

А Вячеслав все тужится :)

Ясно уже все, простой попил бабла, поделят которое среди карманных фирм. Чё вы паритесь? Инет в школах как был так и будет через ж#пу. Ниче особо не изменится.

А почему вы/мы, бл@ть, не хотите/не хотим это менять? (риторически)

Відредаговано urs
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что менять? Бегать за школы и добиваться? Чисто гипотетически, при чем тут мы/вы? Вам когда надо ТУ взять на столбы, бабки найти для расширения, за вас же абон ж#пу не рвет? Проект не делает и в банки не ходит? Почему вы/мы за школу должны ж#пу рвать?

 

И собсно ради чего? С точки зрения бизнеса ессно. Ради мольбы включить инет в долг, потому как казначейство бабки не перечисляет и так по 2-3 месяца к рду? А?

 

А если глянуть еще шире - накуй детям в школе вайфай инет? Ну кроме лозунгов? Телефончиками балуваться? Вы гляньте на детей нынешних. Этожкапец. Они с телефонов\интернетов не вылазят. Да, все течет, не спорю. Но как то сильные мира сего своим деткам телефоны и планшеты не подсовывают с малычка. Вопрос диджитализации детей очень спорный. Если копнуть чуточку глубже - это ведет к "клиповому мышлению". Почитайте на досуге для развития.

  • Like 2
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Опубліковано: (відредаговано)
22 минуты назад, Dimkers сказал:

Вопрос диджитализации детей очень спорный. Если копнуть чуточку глубже - это ведет к "клиповому мышлению". Почитайте на досуге для развития.

 Все это так. Однако информатизацию ( диджитализацию) не остановить. Она в этой программе  имеет целью ( так и записано) в первую очередь повышение качества образования в школах. И это так и будет, если все сделать правильно, а деньги, как обычно,  не украсть. А вот не дать чиновникам  и их подельникам украсть деньги у наших детей могут и должны  не только правоохранительные органы.  У них нет заявлений о правонарушениях,  информации, фактов, свидетелей, экспертизы.   Это  можем  им дать мы,  все  вместе,  действуя сообща и по закону,  в центре и на местах. 

Відредаговано Alver
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Alver сказал:

в первую очередь повышение качества образования в школах. И это так и будет, если все сделать правильно,

Нет. Неправильно. Качество образования увы уже страдает. Дети не умеют думать, не умеют завершать(додумывать) мысль в голове до конца из-за шумов. И это было заметно еще тогда, когда Америка была не передовой. Наши дети в СССР были куда смышленей, чем в развитых странах(где цифра пришла первее).

 

Но это все лирика. Ясно лишь одно - вам втюхивают вейсбук\ютупчик те, кто своим детям смартфоны\планшеты не дает в руки до определенного возраста. При чем втюхивают под разными соусами. Кто-то из этого соуса себе чутка отшипывает. Но на общую картину это не влияет - мышление детей будут менять с вайфаем или без. Единственное что остается - самим детей воспитывать. Сдать в школу и кружок, как в СССР - уже не выйдет. Но нынешние мамы\папы сами сдят в ютупчиках, поэтому оболванивание населения идет полным ходом не первый десяток лет. Кто-то это видит и чтото делает, кто-то не видит, кто-то видит и пускает на самотек. А тем временем уровень мышления падает, при этом растет поддавание манипуляциям в СМИ\Соцсетях. Вы гляньте какие батлы устраивают порохоботы и зефилы. Этож скока можно времени пустить на работу и поднятие ВВП!!!

 

:) Но это лирическое отступление. Не буду отвлекать. Ваюйте за камбайны вшколе :)

Відредаговано Dimkers
  • Thanks 2
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 минут назад, Dimkers сказал:

Наши дети в СССР были куда смышленей, чем в развитых странах

 

Хм..... если у нас дети смышленей тогда почему РАЗВИТЫЕ страны они а не СССР?

 

 

 

Смышленей и образованней - это как бы две больших разницы. Вся ваша смышленость была от нищеты. В то время когда нормальный американский пацан мог спокойно пойти в магазин купить конструктор на радиоуправлении а у нас да.... смышленые по кружкам лепили эти самолеты из говна и палок набранных на мусорках. Одноклассник мой в 12 лет чуть не остался без глаза, а всего лишь мы в ракетомодельном кружке сами (под руководством преподавателя) заряжали гильзу от охотничьего патрона пороховой смесью  для того чтобы сделать двигатель к ракете. А "электронные запалы" у нас были акуеть какие - лампочка от фонаря на  3,5 В, колпак разбивали аккуратно чтобы нить накала оставалась целая и потом запрессовывали в заряд.  А тот же пацан немецкий мог спокойно купить заводской аналог МРД и нормальный детонатор к нему, без риска оторвать себе пальцы или остаться без зрения, с инструкциями и чертежами.  А так да .... только вот живут они нормально, наверно от того что они не смышленые. 

  • Like 3
  • Thanks 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, nordstream сказал:

только вот живут они нормально, наверно от того что они не смышленые. 

Ну канешно нормально. Ведь сколько наших туда повыезжало то даже в то время. Сикорский как пример.

И что есть нормально? В Африке по их меркам - нормально :) В Америке тоже бомжей в доволь. Или вам не известно, как люди теряют работу и дома? В Америках ваших нет преступности? Или там не убивают? Там нет ДТП из-за дебилов? Там все-все работают по специальности? Что есть нормально? Дети в индии думают что в Украине живут нормально :) Чесслово. Ну это те, с которыми мне удалось пообщаться, которые учатся в одном из местячковых ВУЗов :)

Да и собственно вы правы, по поводу денег и бедности. Так удачно привита любовь к баблу. Теперь без бабла - никуда. Мама папу не целует за бесплатно :) девочка не будет встречаться с середнячком, ведь девочке мама всю жизнь говорила - ищи с баблом парня, шоб не мучаться. И теперь для девочек это аксиома. Даже если девочка сама тупая пробка и ничего, кроме выкладывания фоточек с надутыми губками и в топе - не может.

Да, бабло. А раньше без бабла жили... Помню времена, когда у моих родителей денег не было, зарплату задерживали, так знакомые помогали, кто чем и как мог. Потом мы помогали. Теперь мир стал другой. Каждый стал сам за себя. При этом каждый мнит себя львом в стаде мартышек. Но так не бывает :)

А те кто это провернул - в принципе довольны. Разделяй и властвуй(с).

Відредаговано Dimkers
  • Like 4
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 18.09.2019 в 11:25, ziguzar сказал:

Вот Как-то так)))

P90917-153138.jpg

 

Класс для подготовки юных монтажников😂

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 month later...
Опубліковано: (відредаговано)

Вернемся к вопросу интернетизации школ.  Напомню, -там две задачи

1) Подключение школ по оптике или радиоканалу на скорости 30 или 100 Mbps

2) Построение  в каждой школе вайфай сети для доступа учеников и учителей.

Рассмотрим задачу  №2 ( к №1 вернемся позже).

В тендерных условиях районных отделов образования можно встретить  разные требования  к точкам доступа (и вайфай сети  в целом) -  от 5-7 домашних вайфай роутеров  2.4 Ггц  с  самыми дешевыми  свичами , скажем для школы в 500+ учеников, до продвинух Enterprise  точек доступа с условиями , прописанными под конкретный недешевый бренд.

Я  уже обращал внимание, что в наказе МОН № 1440 від 02.11.2017 року  Про  затвердження " Типового переліку комп'ютерного обладнання для  закладів дошкільної, середньої та професійної освіти " технические  требования к  вайфай сети  написаны  , мягко сказать, некомпетентно, поэтому мы и видим такой разброс в требованиях разных районных отделов образования к оборудованию вайфай  сети в школах. 

Например, там есть такое:

Тип - комутатор (не концентратор) IEEE 802.11n + IEEE 802.3u, що забезпечує функціональність не нижче L3;
кількість портів IEEE 802.11n має відповідати загальній кількості портативних комп'ютерів. Это  требование конечно  есть  полная чушь.

Підтримка стандартів і протоколів:

1) IEEE 802.11n;
2) IEEE 802.11i (WPA2);
3) IEEE 802.3u (100BASE-TX);
підтримка функцій маршрутизатора:
1) підтримка налаштування WAN-порта статично та за DHCP;
2) підтримка NAT між WAN-портом та рештою портів;
3) DHCP-сервер з підтримкою таблиці статичних адрес;
4) підтримка DMZ
налаштування через веб-інтерфейс, захищений паролем;
продуктивність - неблокуюча комутація (non-blocking switching);
сумісний з усіма передбаченими цією специфікацією приладами, обладнаними інтерфейсами IEEE 802.11n або IEEE 802.3u

Это  требования ни о  чем, это умеет делать любой    домашний  вайфай роутер. Необходимость и достаточность этих функций  для решения  задач школы ничем не обоснована, - фичи просто списаны  со спецификаций  какой то дешевой китайщины. А требования к продуктивности  - неблокуюча комутація - это жесть.

Так какие же могут быть реальные требования к  функциональности и производительности оборудования вайфай сети в школе ?

Посмотрим как сделано в Европе. Наши же дети достойны иметь качественный интернет ,  не хуже чем в Европе?

Есть в Евросоюзе такая программа  для  городских муниципалитетов WiFi4EU, на которую  выделено из бюджета EU  100 млн EUR . Думаю на госпрограмму интернетизации школ в Украине выделено не меньше бюджетных денег.

Это программа  WiFi4EU, предусматривает  строительство Indoor  и oudoor сетей публичного бесплатного вайфай доступа  для людей( горожан)    в коммунальных ( государственных или местных общин, в общем некоммерческих  ) предприятиях и службах.   Там не предусмотрены  конкретно  вайфай  сети в школах, но  по техническим требованиям  сети WiFi4EU  и наши сети в школах   принципиально могут быть аналогичны.

Итак , требования  WiFi4EU к вайфай точкам доступа . 

-Supports concurrent dual-band (2,4Ghz – 5Ghz) use
- Has a support cycle superior to 5 years
- Has a mean time between failure (MTBF) of at least 5 years
- Has a dedicated and centralised single point of management for all APs of each WiFi4EU network
 -Supports IEEE 802.1x
 -Complies with IEEE 802.11ac Wave I
 -Supports IEEE 802.11r
 -Supports IEEE 802.11k
 -Supports IEEE 802.11v
 - Is able to handle at least 50 concurrent users without performance degradation
 - Has at least 2x2 multiple-input-multiple-output (MIMO)
 - Complies with Hotspot 2.0 (Passpoint Wi-Fi Alliance certification program).

 Эта программа составлялась  в 2017. Сейчас на носу 2020 и современные требования  к функциональности  ТД в школах могут  быть следующие.

Точки доступа  должны иметь:

1. Два диапазона  частот 2.4 и 5 Ггц. Сейчас все смартфоны/ планшеты  двухдиапазонные  и это требование к ТД имеет смысл.   Я добавлю еще требование Bandsteering.

2.  Суппорт в течении 5 лет и наработка на отказ 5 лет.  Это в общем то понятно, пусть  это будет 3,  а не 5 лет,  но в каком то виде это должно быть.

3.   Централизованное  управление NMS.   Это не  есть требование иметь аппаратный контролер доступа, который предназначен  для решения других задач, и  не только  управления. Я бы  сформулировал это требование как обязательность наличия облачной ( бесплатной, без лицензирования) системы управления NMS/контролера доступа. Заметим, что домашние SOHO, особенно китайские  вайфай роутеры,  обычно не имеют централизованной NMS.  Имеющаяся  у некоторых вайфай роутеров  TR-069 -  это не NMS. И например контролер CASPsMAN Микротик -это тоже не NMS.

4. Защищенную стандартную аутентификацию 802.1x. Это не просто  наличие WPA2-PSK ( что есть часть 802.1x), что для школы неприеменимо, а полноценная  современная, стандартная  аутентификация  WPA2 Enterprise 802.1x/EAP TTLS, PEAP.  Большинство  китайских вайфай роутеров ее не поддерживают  и поэтому  непригодны  для применения в школе.

5. Поддержку 802.11 ac wave 2 ( сейчас уже это более новый и современный стандарт чем 802.1 ac wave1)

6. Поддержку роуминга 802.11 r/k/v.  Домашние точки доступа- вайфай роутеры 100% это не умеют,  потому что им для дома и малого офиса это не надо. Поскольку мы  все же не в Европе и у нас полно дешевых китайcких смартфонов, не поддерживающих 802.11 r/k/v, то я бы добавил необходимость  поддержки стандартного 802.11i  роуминга PMK caсhing (  точнее его расширение Opportunistic Key Caching -OKC), который работает с любым китайским смартфоном.

То есть этот пункт должен быть таким

Поддержку роуминга 802.11 r/k/v и OKC.

7. Способность  одновременно обслуживать не менее  50 клиентов без деградации сервиса доступа. Хочу обратить внимание, что это не требование к максимальному количеству ассоциированных с ТД юзеров, что обычно указывается в спецификациях, а именно реальное количество одновременно обслуживаемых клиентов - нагрузочная  способность  точки доступа.  Домашние вайфай роутеры обычно не тянут более 10 клиентов. Это  требование выполнимо исключительно для Enterprise точек доступа.  И то не всех.  Например   UniFi AC Pro,  AC  LR и др. UBNT 802.11ac хоть и  называются Enterprise, но больше 30-40 клиентов не тянут.

8.Поддержка  как минимум  MIMO 2x2. Это понятно. Хочу только здесь сказать, что некоторые могут требовать MIMO 3x3. Это на  смартфонах и планшетах - НЕ работает. Работает на некоторых ноутах  с Broadcom 802.11ac, но в реалиях - никому не нужно и нигде не встречается.

В современной трактовке это  требование  должно быть сформулировано как поддержка  MU-MIMO 2x2.

9. Поддержка функционала HotSpot 2. В основном эта фича предусматривает 3G/4G  offload. Фича полезная, но в наших реалиях не востребована. Поэтому это требование  можно  исключить.

Особо отметим, что часто вайфай точки доступа, продаваемые в Европе, имеют специальный знак соответcтвия- типа  WiFi4EU  Compliance.

 Тем самым именно эти ( или типа этих) требования должны были бы быть прописаны в тендерных условиях. Но они  есть такие , какие их придумали   малограмотные  в  информатике чиновники  министерства образования.  Очевидно организаторы тендеров не понимают, что написанные ими  тендерные условия неправильны, даже часто абсурдны.  Но вот провайдеры, взявшиеся за реализацию  такого проекта, это должны четко понимать.  И при выборе точек доступа за имеющиеся  деньги  исходить из перечисленных выше требований, обьяснять организаторам, что надо изменить в требованиях,  или отказываться от  реализации проекта, Потому что иначе сеть должным образом работать не будет. Кто за нерабочую сеть  и растрату бюджетных денег потом ответит?   Будет ли за это спрос?  Увидим.

 

 

 

 

Відредаговано Alver
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
26 минут назад, Alver сказал:

Вернемся к вопросу интернетизации школ.  Напомню, -там две задачи

1)

 

 

Нам виділили по 10 тис на школу. Інтернет + мережа, село.

Варіанти?

З.І. Гривень.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Опубліковано: (відредаговано)

Какое сетевое оборудование необходимо использовать в школах с Wi-Fi точками доступа?

Мы полагаем, что  в ЛВС школы с вайфай доступом должны быть:

- управляемый свич  L2/L3 c  гиговыми Ethernet , SFP  портами  с поддержкой традиционных для корпоративного свича  сетевой  функциональности, например VLAN, DHCP, фильтрация  и управление трафиком списками доступа,  безопасности и др. Специфическим требованием может быть ( опционально)  поддержка PoE out (  питаниа +дата для точек доступа). Также опционально не  будет лишней ( но необязательно) возможность централизованного управления    свичом, также как и точками доступа.

- IP маршрутизатор( роутер), как минимум для  реализации NAT.  Если в школе несколько ПК ( даже десятков ПК), в качестве роутера (  NAT)  подошел бы какой нибудь дешевый  MikroTik  hEX Lite. Но учитывая , что сетевые устройств в ЛВС школы -точки доступа с обслуживанием потенциально  50-100+ клиентов  на каждой ТД,  то необходимо рассчитывать, что роутер с NAT должен натить серые адреса  потенциально нескольких сотен клиентов.  В зависимости от обьема трафика это может быть роутер уровня многоядерного MikroTik CCR.

- сервер AAA  для аутентификации 802.1x. Это может быть отдельный выделенный сервер, или ( что  желательно ) Internal 802.1X Authentication Server  на свиче или  роутере школьной ЛВС. 

Відредаговано Alver
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 минут назад, Alver сказал:

Какое сетевое оборудование необходимо использовать в школах с Wi-Fi точками доступа?

 

На яке вистачить грошей.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Опубліковано: (відредаговано)

Есть вопрос, а можно ли использовать в школе  SOHO точки доступа  (вайфай роутеры) ?

Наверное, для  обслуживания каких то отдельных помещений,  типа учительской, да. 

Какие к нему требования?

Функциональные требования те же самые, что и для точек доступа класса Enterprise в аудиториях, кабинетах, др. помещениях школы. За исключением

-  требование  по производительности . Такой вайфай роутер должен обслуживать  одновременно до 10  клиентов, что по силу хорошему вайфай роутеру. 

- нет необходимости в роуминге . Домашние вайфай  роутеры  обычно это не поддерживают.

- это может быть 802.11ac wave1 MIMO2x2. В  MU-MIMO 2x2,  а тем более в  4x4 нет необходимости.

Требования - dual radio  2.4 и 5 Ггц,  , аутентификация 802.1x, а также VLAN ( подразумевается, что  поддержка VLAN в Enterprise  ТД всегда есть ) -  обязательны. Желательно  IMHO иметь  поддержку NMS. Такие вайфай роутеры  обычно имеют несколько ethernet портов с NAT.   Однако подключать  через них  в ЛВС школьные ПК вряд ли эффективно и правильно.

И само собой применять домашние вайфай роутеры для покрытия сервисом вайфай доступа помещения школы  для нескольких сотен учеников - это пустая трата денег,  театр абсурда, который , к сожалению, сейчас  на практике имеет место быть. Но придет время  за это цирковое представление  за бюджетные деньги   с кого надо обязательно спросят. 

Відредаговано Alver
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Опубліковано: (відредаговано)
25 минут назад, andryas сказал:

 

На яке вистачить грошей.

Это будет пустая трата бюджетных  денег. Может попасть под квалификацию уголовных или административных правонарушений. Если есть умысел и распил, то точно УК.

Відредаговано Alver
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
31 минуту назад, Alver сказал:

Это будет пустая трата бюджетных  денег. Может попасть под квалификацию уголовных или административных правонарушений. Если есть умысел и распил, то точно УК.

Эх если бы ещё за распилы и откаты сажали... м-м-м да... борьба с коррупцией... справедливое общество... нет, что-то я размечтался...

 

P. S.: Свинарчуки он досі не за ґратами...

Відредаговано ISK
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Alver сказал:

Это будет пустая трата бюджетных  денег. Может попасть под квалификацию уголовных или административных правонарушений. Если есть умысел и распил, то точно УК.

 

Тобто, зрікатися шкіл, на які виділено 10 тис грн?

А за які братися?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Вхід

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
  • Зараз на сторінці   0 користувачів

    Немає користувачів, що переглядають цю сторінку.

  • Схожий контент

    • Від Inna13
      Наша компанія має стаж роботи понад 15 років. У нас є дві форми оплати з ПДВ та ФОП, гарантія на товар. Займаємось продажем різного Wi-Fi обладнання: роутери, точки доступу, WI-FI антени. 
    • Від petoner
      1. Підскажіть сервери до 3к$ які можна купити на бу ринку України (цікавить для локальної розробки щоб можна було задеплоїти k8s кластер або експерементувати з llm). Але є одна умова, сервер має бути максимально маленький  і максимально економний в плані електроенергії.
       
      2. Я раніше цікавився як чи є вайфай адаптери чи антенти які дозволяються зловити сигнал на дуже високих відстанях. Мені цікаво чи можливо використати для цього квадропотер. Тобто є квадріки які літають на відстань 10 км і навіть більше. Якимось чином ними ж можна управляти, через радіозвязок чи навіть не знаю як (от наприклад як з росії управляють шахедами які сюди посилають, чи вони не управляються ?)
      Якщо взяти квадрік (там ж є прошивка мабуть на ядрі лінукса), присобачити туди вай фай адаптер, і через радіо канал взаємодіяти з вайфай адаптером ? (це взагалі реально)
    • Від blackkat0290
      Продам робочу мережу у Миколаївській обл
      Радіус 50 км
      Базові оформлені
      Абонентів не багато
      Біля 100 од.
      Білінга немає зараз
      Тел 0916063686
       
    • Від prodam radio
      Продам Cambium Force 200 - 5000 грн за пару
      Продам Cambium Force 300-25 - 6000 грн за пару
       
      Стан БУ.
       
      Повний комплект. Куплялися в UNIDATA.

    • Від Андрей Толстый
      Куплю точку доступа Wi-Fi 6 из наличия (по б.н) 
      Любой из вариантов или схожие решения 
      Cambium XV3-8,
      Ruckus R750,
      Cisco Meraki MR56,
      Aruba AP-555
       

×
×
  • Створити нове...