Украинский интернет: свобода в «железной маске»
В этом году Международная организация Freedom House переместила Украину из группы свободных демократий в разряд частично свободных. Более того, международные эксперты считают, что в ближайшем будущем ситуация скорее всего усугубиться. То же касается и виртуального пространства, которое во многих, даже авторитарных странах, остается частью забытого «мира свободы». Пользуемся ли мы в украинском сегменте сети своими свободами или же злоупотребляем ими – вопросы, которые по праву принадлежат сфере государственного регулирования.
В этом году Международная организация Freedom House переместила Украину из группы свободных демократий в разряд частично свободных. Более того, международные эксперты считают, что в ближайшем будущем ситуация скорее всего усугубиться. То же касается и виртуального пространства, которое во многих, даже авторитарных странах, остается частью забытого «мира свободы». Пользуемся ли мы в украинском сегменте сети своими свободами или же злоупотребляем ими – вопросы, которые по праву принадлежат сфере государственного регулирования.

Свобода в «железной маске»
20 марта этого года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №10229, обязующий провайдеров устанавливать у себя системы оперативно-розыскных мероприятий с целью контроля над деятельностью пользователей. Необходимые технические средства парламентарии предлагали закупать за счет операторов и провайдеров телекоммуникационных услуг. Необходимость введения новых условий контроля над деятельностью украинцев в сети инициатор законопроекта Владимир Олейник объяснял следующим образом: «Целью законопроекта является обеспечение надлежащего выполнения правоохранительными органами законодательно определенного задания по проведению соответствующих мероприятий в интересах личности, общества и государства с целью предотвратить преступление или выяснить истину во время расследования уголовного дела». Не смотря на все «аргументы» приверженцев законопроекта №10229, он все же был отклонен депутатами менее чем через месяц после регистрации.
Казалось бы, этот опрос закрыт, ведь парламентарии вряд ли захотят перед выборами ставить под удар свои и без того подмоченные репутации.  Но, не тут то было. Если вопрос не решается принятием закона, в нашей стране его разрешат принятием подзаконного нормативно-правового акта. Таким образом, этот вопрос возродился заново в принятых НКРСИ 31 мая Правилах осуществления деятельности по предоставлению услуг доступа в Интернет и/или услуг в сети Интернет.
С помощью этого «одиозного» документа, по мнению Президента группы компаний «Адамант» Ивана Петухова,  «хотят не только «расправиться» со всеми хозяйствующими субъектами рынка телекоммуникации, но и вне Закона  «О телекоммуникациях» (в части провайдеров) поставить за счет «оставшихся в живых»  оборудование  мониторинга  на  всех  точках  доступа».
И правда, в п. 4.10. Правил значиться: «Оператор, провайдер должен обеспечить установку и функционирование в сетях технических средств, необходимых для осуществления уполномоченными органами оперативно-розыскных мероприятий, а также содействие проведению оперативно-розыскных мероприятий и недопущению разглашения организационных и тактических приемов их проведения».
На данный момент проект Правил находиться на стадии обсуждения. Если в течение месяца в него не будут внесены необходимые субъектам рынка изменения, уже вскоре на сетях передачи данных будет установлено специальное оборудование, с помощью которого госорганы смогут «наблюдать» за происходящим в украинском виртуальном пространстве.
В НКРСИ заявляют, что все нововведения, прописанные в проекте Правил, необходимы в первую очередь самому потребителю. После их введения субъекты рынка телеком-услуг будут обязаны предоставлять своему клиенту достоверную информацию относительно скорости доступа к сети и др. параметров.  
Не смотря на эти заявления чиновников, в формирование «белого» рынка мало кто верит. Тем более, что нынешняя ситуация в сфере госрегулирования телеком-индустрии очень печальна.  В этой связи в управления по борьбе с киберпреступлениями МВД Украины отмечают: «Для того, чтобы осуществлять блокировку трафика, сохранения технической информации ее категоризации и т.д. нужно вводить единые нормы регламентации деятельности субъектов телекоммуникационных услуг. В Украине существует механизм лицензирования только каналов связи для операторов. Этим занимается соответствующий орган лицензирования, предоставляющий перечень условий лицензирования.  Что же касается интернет-провайдеров, они сегодня могут осуществлять деятельность вообще без регистрации, в случае если их собственник не предоставит необходимое минимальное количество документов и не направит регистрационное письмо в НКРСИ. Сегодня в Украине существует около 9 тысяч провайдеров, при официальном их количестве около 2 тысяч. В такой ситуации влиять на провайдеров, в том числе и путем установления у них систем оперативно-розыскных мероприятий (подобий российским СОРМ) очень сложно».
Сегодня становиться уже совершенно ясно, что государство заинтересовано в формировании технических условий для осуществления мониторинга активности украинского пользователя в сети. И независимо от того, кто будет ответственным за установление надлежащего для этого оборудования (государство или провайдеры), оплачиваться оно будет за счет украинских граждан-пользователей.
Источник: internetua.com
Источник: internetua.com
Вы должны войти

loading