Корпорация IBM, стоявшая у самых истоков появления персональных компьютеров в современном их понимании, подводит черту под целой эпохой, преобразившей мир.
Корпорация IBM, стоявшая у самых истоков появления персональных компьютеров в современном их понимании, подводит черту под целой эпохой, преобразившей мир.
Как сообщает газета New York Times, руководство компании приняло решение прекратить дальнейшее производство ПК всех видов, продав этот бизнес. Ориентировочная цена готовящейся сделки – от $1 до $2 млрд. Предполагается, что IBM прекратит выпуск всего модельного ряда настольных ПК и ноутбуков под своей торговой маркой. IBM, давно уже утратив лидирующие позиции на рынке ПК и уступив пальму первенства компаниям Dell и Hewlett-Packard, сможет теперь сконцентрироваться на куда более многообещающем рынке корпоративных серверов и компьютерных сервисов. Подобное решение можно рассматривать как признание того факта, что превратившиеся в массовый продукт и заполонившие рынок ПК стали приносить слишком малую прибыль. В наши дни львиную долю прибыли получают благодаря рынку ПК компании Microsoft и Intel, производители, соответственно, программного обеспечения и процессоров, ставших, фактически, отраслевым стандартом. По просочившейся в прессу информации, одним из вероятных покупателей может стать крупнейший китайский производитель компьютеров компания Lenovo (ранее известная под торговой маркой Legend). Кроме китайцев, имеется еще как минимум один потенциальный покупатель. Правда, само руководство IBM эпохальную сделку предпочитает не комментировать – официальный представитель компании Эдвард Барбини (Edward Barbini) заявил, что «политика IBM заключается в том, чтобы слухи не подтверждать и не отрицать». Покупка ПК-бизнеса китайской компанией может привести к существенным перестановкам в мировом разделении труда, способствуя дальнейшей миграции современных высокотехнологических производств в Китай и на Тайвань. На протяжении 23 лет, минувших с той поры, как накопившая огромный опыт в разработке и производстве мейнфреймов IBM пришла на рынок ПК, компания подвергалась растущему валу критики за превращение ПК в массовый товар вследствие передачи стандарта сторонним производителям. Критики политики IBM ставят ей в пример Apple Computer. Несмотря на то, что последней принадлежит весьма скромная доля мирового рынка ПК - менее 4% - компании удалось сохранить относительно высокую стоимость своей продукции и обеспечить более высокую прибыль за счет сохранения контроля и за аппаратным, и за программным обеспечением, устанавливаемым в ее компьютерах. По мнению экспертов, продажа IBM бизнеса по производству персональных компьютеров станет серьезным отступлением от принятой в корпорации системы оценки собственного могущества по объему оборота. Продажи ПК обеспечивали до 12% ежегодного объема продаж, составляющего в настоящее время около $92 млрд. Тем не менее, на протяжении уже десятилетия высказывались мнения о том, что корпорации рано или поздно придется покинуть рынок, приносящий ей лишь весьма незначительную прибыль, а то и убытки. Так, в текущем году прибыль IBM от продаж ПК до налогообложения, по расчетам аналитиков, не составит и $100 млн. Долгое время руководство корпорации всячески противилось этому, указывая, что ПК – технологический продукт, востребованный ее корпоративными клиентами. При этом предполагалось, что подобная политика поможет удержать клиентов. Однако теория не выдержала испытания практикой реального рынка – по данным прошлого квартала, IBM занимала третье (5,6%) место на мировом рынке производителей ПК, сильно отставая от лидеров – Dell (16,8%) и Hewlett-Packard с влившейся в нее компанией Compaq Computer (15%). Сделка, если таковая состоится, связывается наблюдателями с новой стратегией, проводимой исполнительным директором IBM Сэмюэлем Дж. Палмизано с момента занятия им этой должности в начале 2002 года, и заключающейся в избавлении от малоприбыльных и неперспективных бизнесов. Так, под его руководством компания уже избавилась от мощностей по производству жестких дисков, которые были проданы японской Hitachi. Вместо этого компания радикально обновила процедуру работы с корпоративными клиентами, полностью автоматизировав всю технологическую цепочку – от создания продукта до обработки заказов и продаж. Теперь компания IBM видит себя не только как поставщика технологий, но и как полноценного консультанта, помогающего своим клиентам с помощью новых технологий максимально повышать собственную эффективность и конкурентоспособность. В рамках этой новой политики IBM приобрела в октябре 2002 года за $3,5 млрд. компанию PricewaterhouseCoopers Consulting. «Палмизано избавляется от бизнесов, в которых отсутствует перспектива роста, и сосредотачивается на том, что IBM делает лучше всех, - комментирует Марк Сталмен (Mark Stahlman), аналитик компании Carris&Company. – ПК – это не та область, где наблюдается рост». Шаги по поэтапному избавлению от производства ПК корпорация предпринимала и раньше. Так, в январе 2002 года она продала свой бизнес по производству ПК в США и в Европе калифорнийской компании Sanmina-SGI. В настоящее время роль компании IBM в секторе ПК сводится к разработке и созданию новых продуктов, в то время как настольные компьютеры и ноутбуки с маркой «IBM» производятся подрядчиками из разных стран мира. По мнению Лесли Фиринг (Leslie Fiering), вице-президента по исследованиям компании Gartner, планы IBM могут стать предвестником масштабной консолидации промышленности по выпуску ПК в ближайшие годы. «Уход с рынка может стать единственным логичным шагом мировых вендоров, испытывающих нехватку прибыли и стремящихся сохранить свое положение на рынке», - написала она в недавнем исследовательском отчете, указав при этом, что аналогичное давление, по всей видимости, испытывает и Hewlett-Packard. В то же время азиатские вендоры, вроде той же Lenovo, «получили прекрасную возможность для того, чтобы распространить свои лидирующие позиции, занимаемые ими на местных рынках, и собственные малозатратные модели производства, на весь мировой рынок». <BR><BR>Источник:<A href="
http://www.cnews.ru" target=_blank>cnews.ru</A>
Ви маєте увійти під своїм обліковим записом