ТПУ: Договор сервитута vs. Договор аренды
Что заключать и с кем для построения сети
Что заключать и с кем для построения сети

Материал впервые размещен в журнале
"Телерадиокурьер" №1(69) 2011 г.


Владимир ВАСИЛЬЕВ,
эксперт Телекоммуникационной Палаты Украины



С вступлением в силу Гражданского кодекса Украины от 01.01.2004 г., определившим отношения в сфере использования чужого имущества, подтверждено не только право прохода через чужой огород к колодцу, но и право пользования чужим земельным участком или другим недвижимым имуществом (здания, сооружения) для прокладывания и эксплуатации линий электропередач, связи, в том числе и телекоммуникационных сетей (Глава 32 – Право пользования чужим имуществом).


В Европейском законодательстве также предусмотрено «право прохода» по территории имущественных комплексов территориальных общин (ст.11 Директивы 2002/21/EC Европейского Парламента и Совета от 7 марта 2002 г. для электронных коммуникационных сетей и услуг). Рассмотрим это право пользования чужим имуществом в целях прохода телекоммуникационной сети по территории имущественных комплексов территориальной общины на основе Действующего законодательства Украины.


Сервитут как право пользования чужим имуществом

Согласно ст. 401 действующего Гражданского кодекса Украины понятие «сервитут» определено как право пользования чужим имуществом для удовлетворения потребностей других граждан, которые не могут быть удовлетворены другим способом. Сервитут может быть установлен как для земельного участка (земельный сервитут), так и для недвижимого имущества. Сервитут есть одним из видов прав на чужое имущество (предмета), которое предназначено как право ограниченного пользования чужим имуществом (предметами и вещами) в интересах соответствующего субъекта права.

Сервитут определяет объем прав относительно пользования лицом чужим имуществом, которые непосредственно прописываются в договоре между собственником территории имущества, по которой осуществляется проход телекоммуникационной сети к потребителю телекоммуникационных услуг, и собственником сети (ст. 31 Закона Украины «О телекоммуникациях»).

Сервитут не лишает собственника имущества, относительно которого он установлен, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Собственник имущества, как и лицо установившее сервитут, продолжает пользоваться этим имуществом. Подобный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута (сервитуарием), и собственником предмета, вещи. При этом сервитуарий вправе при недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута обращаться в суд в порядке исковой защиты, а собственник обремененного сервитутом предмета, вещи вправе требовать соразмерную плату за ограниченное пользование этим предметом, вещью.

В нашем случае следует понимать, что отдельные части или конструктивные элементы (помещения) объектов недвижимости могут быть обременены правом ограниченного пользования (сервитутом) другими лицами в интересах домовладельцев, проживающих на данной территории, которые вправе свободно выбирать себе поставщика телекоммуникационных услуг (п.1. ст.6 Закона Украины «О телекоммуникациях»).

Таким образом, древнее сервитутное право, воспринятое современными юристами и государствами, свидетельствует, что в мире нет абсолютной частной (и любой другой) собственности. Ст. 402 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что сервитут может быть установлен договором, законом или решением суда. Понятие аренды регулируется ст. 283 действующего Хозяйственного кодекса Украины, где определено, что по договору аренды одна сторона передает другой стороне (арендатору) за определенную плату и на определенный срок в пользование имущество для осуществления хозяйственной деятельности. По договору аренды передается конкретно выделенное имущество.


Основные различия сервитута от аренды

Решая вопросы о наличии у собственника (балансодержателя) полномочий по установлению сервитута, необходимо исходить из того, что собственник не может передать больше прав, чем он имеет.

По определению Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г. №1875 балансодержатель дома, сооружения, жилищного комплекса или комплекса домов и сооружений (далее – балансодержатель) – владелец или юридическое лицо, которое по договору с владельцем содержит на балансе соответствующее имущество, ведет бухгалтерскую, статистическую и другую установленную законом отчетность, осуществляет денежные расчеты, необходимые для своевременного проведения капитального и текущего ремонтов и содержания, а также обеспечивает управление этим имуществом и несет ответственность за его эксплуатацию в соответствии с законом.

Основные различия сервитута и арендыАРЕНДА СЕРВИТУТ
В пользование по договору аренды передается индивидуально конкретно определенное имущество для осуществления хозяйственной деятельности. Сервитут может устанавливаться в отношении земельного участка, других природных ресурсов (земельный сервитут) или другого недвижимого имущества для удовлетворения потребностей других субъектов, которые не могут быть удовлетворены другим способом.
За договором аренды имущество передается только на определенный срок. Сервитут может устанавливаться как на определенный срок, так и без определенного срока.
За договором аренды имущество передается только за плату. Сервитут может устанавливаться как на платной, так и на безоплатной основе.
После передачи имущества в аренду собственник теряет право на пользование этим имуществом. Сервитут не лишает собственника права пользования и управлением этим имуществом. Имущество находится в совместном использовании.
Заключение договора аренды требует прохождения ряда бюрократических процедур. Заключение договора Сервитута не требует прохождения бюрократических процедур. Два субъекта хозяйственной деятельности заключают договор между собой на обоюдно выгодных условиях.



Права субъектов телекоммуникаций на заключение договоров сервитута

Как известно, прокладка телекоммуникационной сети осуществляется с использованием мест в конструктивных элементах инфраструктуры объекта градостроительства.

Такие конструктивные элементы передать одному субъекту в пользование физически невозможно, поскольку они функционально предназначены для прокладки инженерных сетей общего пользования, в том числе и телекоммуникационных сетей. Понятно, что выделенные места в конструктивных элементах не могут рассматриваться как целостный объект, который можно взять в аренду, а могут рассматриваться как места, по которым прокладывается телекоммуникационная сеть, обеспечивающая доступ к ней абонентской линии. Именно поэтому целиком правомерно заключать договора сервитута, которые, с одной стороны, не лишают собственника права использовать эти конструктивные элементы, а, с другой стороны, предоставляют место в них субъектам, которые не являются собственниками конструктивных элементов, для их использования и удовлетворения потребителей в телекоммуникационных услугах.

Аналогичную точку зрения имеет и Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (письмо от 07.06.2005 г. №4484), которое определяет, что, «в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона Украины от 18.11.2003 г. №1280 «О телекоммуникациях», субъекты хозяйствования, которые осуществляют строительство телекоммуникационных сетей общего пользования, могут устанавливать в помещениях, которые принадлежат им на правах найма, телекоммуникационное оборудование, использовать крыши домов и технические помещения для установки антенн и необходимого оборудования на основании договора с владельцем помещения".

Для приведенных выше целей между сторонами целесообразно заключить договор на право пользования чужим имуществом сервитут в установленном законодательством порядке (глава 32 Гражданского кодекса Украины)».

В Европейском законодательстве «право прохода» по территории имущественных комплексов территориальных общин регулируется ст.11 Директивы 2002/21/EC Европейского Парламента и Совета от 7 марта 2002 г. для электронных коммуникационных сетей и услуг, где также предусмотрены сервитутные отношения между собственниками имущества и телекоммуникационными предприятиями.

В этой же Директиве, в преамбуле (22), дан один из принципов, которого должны придерживаться государства – члены ЕС при принятии регуляторных актов по вопросам телекоммуникаций, а именно: «Необходимо обеспечить принцип недискриминации и прозрачности процедур, которые существуют для предоставления прав на размещение оборудования (технических средств телекоммуникаций – прим. автора), которое есть временным, гарантируя условия для справедливой и эффективной конкуренции».
Источник: telpu.com.ua
Источник: telpu.com.ua
Apelsin
2012-11-01 16:31:55
Avatar

где бы договор сервитута достать на пользование помещением, может кто то поделиться?

apelsin.net :) gmail.com

Вы должны войти

loading