19 грудня відбулась презентація проекту нового закону України «Про телекомунікації», в розробці якого активну участь прийняла ІнАУ
19 грудня відбулась презентація проекту нового закону України «Про телекомунікації», в розробці якого активну участь прийняла ІнАУ
19 декабря 2008 года на пресс-конференции разработчики законопроекта рассказали об особенностях и перспективах принятия этого документа
Обращаясь к журналистам от имени разработчиков законопроекта (он уже зарегистрирован под номером 3460 и с ним можно ознакомиться по адресу
http://gska2.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?id=&pf3511=33887), его инициатор народный депутат Олег Шевчук отметил, что этот документ принципиально отличается от большинства других проектов законов и в принципах подготовки, и в заложенных в нем подходах.
Во-первых, это не дополнение и не очередная корректировка морально устаревшего действующего Закона Украины «О телекоммуникациях», а совершенно новый цельный документ, комплексно учитывающий новые реалии сегодняшнего дня.
Во-вторых, в отличие от разработанного связистами предшествующего закона, новый документ основан на профессиональном подходе к законотворчеству, чему способствовало привлечение к его подготовке помимо специалистов отрасли также Лаборатории законодательных инициатив.
В-третьих, в документе в полной мере использован и учтен европейский опыт регулирования телекоммуникаций, чему способствовала среди прочего помощь норвежской компании Telenor в проведении экспертизы специалистами из разных департаментов европейской комиссии. Как заметил глава представительства Telenor в Украине Тронд Мое, для привлечения в Украину иностранных инвестиций рынок должен быть транспарентным (прозрачным), предсказуемым, стабильным. Как раз эти показатели заложены в европейском законодательстве, они же предусмотрены в презентуемом законопроекте.
В законопроект заложен ряд новаций.
Среди них – четкое разграничение полномочий и регламентация деятельности руководящих органов отрасли. Это касается как взаимодействия центрального органа исполнительной власти и Национальной комиссии по регулированию связи (НКРС), так и наделения серьезными полномочиями Общественного совета при НКРС вплоть до права требовать пересмотра решений. Предусматривается новый механизм подчинения НКРС и кадрового обеспечения комиссии, изменяется срок полномочий членов комиссии, предлагается выборность ее руководителя и большая ответственность ее членов. Повышается публичность действий регулятора.
Одной из важных идей документа является принцип технологической нейтральности. Такой подход необходим для того, чтобы не возникали ситуации поощрения развития одной технологии в ущерб другой. Принцип нейтральности проявляется и в сфере лицензирования коммуникаций.
Детально прописаны положения относительно субъектов рынка с существенным влиянием. Эта европейская норма призвана стать профилактической мерой по недопущению монополизма.
Большое внимание в законопроекте уделено регулированию интернет-сферы, что неудивительно ввиду роста влияния и веса этого сегмента телекоммуникаций. Интернет Ассоциация Украины приняла активное участие в разработке законопроекта, особенно в сфере регулирования доменной зоны. По словам Председателя Правления ИнАУ Татьяны Поповой, главной идеей этого документа в части регулирования доменной зоны UA стало назревшее разделение функций администрирования и технического обеспечения домена. В законопроекте прописаны полномочия органа администрирования украинского домена: предлагается создание для этой цели бесприбыльной саморегулируемой организации, а также наблюдательного совета при этой организации для осуществления общественного контроля. Определены функции и других субъектов упорядочения доменной зоны – технического администратора, независимого регистратора и регистранта. Описан порядок рассмотрения досудебных споров, устранен и ряд других «белых пятен» существующего законодательства.
Судя по всему, принятие законопроекта будет непростым. Эксперты уже сегодня отмечают некоторые недостатки документа, которые нуждаются в устранении. Среди них – противоречие между заложенной в законопроекте нормой о необходимости постепенного дерегулирования рынка и объективными реалиями украинских телекоммуникаций, где эффективного регулирования по сути еще и не было. Отсутствуют некоторые необходимые определения, устанавливающие, к примеру, разграничение понятий рынка доступа и рынка услуг. Не прописан механизм компенсации общедоступной услуги.
Общее мнение экспертов – этот документ является хорошей основой для комплексного регулирования украинских телекоммуникаций. Разработчикам удалось избежать влияния тех или иных групп лоббирования. Фактически главный субьект рынка, чьи интересы он лоббирует в явном виде – потребитель. Именно потребитель выиграет от честной конкуренции. А с ним выиграет и весь украинский ИКТ-рынок
аж интересно. Хотят отменить лицензирование.
Ви маєте увійти під своїм обліковим записом